«Это незаконно»: таллинских таксистов возмутил языковой контроль МуПо

Источник фото: Pixabay.com
Источник фото: Pixabay.com
На таллинском рынке таксоизвоза возникла абсурдная ситуация, когда под покровительством государства таксопредприятия требуют прекратить предварительную проверку таксистов на знание государственного языка — и только Муниципальная полиция с Языковой инспекцией, как утверждают журналисты, стоят на сохранении эстонского языка в столичной сфере обслуживания.

Об этом сегодня пишет Postimees.

Журналисты напоминают, что конфликт вспыхнул несколько недель назад, 24 апреля, когда Эстонский союз экономики совместного потребления (Eesti Jagamismajanduse Liit), в который входят Taxify (теперь Bolt) и Uber, отправил Министерству экономики и коммуникаций Эстонии (Eesti majandus- ja kommunikatsiooniministeerium) письмо в требовательном тоне. Если вкратце, то суть отправленного письма такова: предъявляемые эстонским таксистам требования по владению эстонским языком вредят предпринимательству.

«До Эстонского союза экономики совместного потребления дошла заставляющая волноваться информация в связи с выдачей карт разрешений для пассажирских перевозок такси в городе Таллин. Муниципальная полиция Таллина (МуПо) (Tallinna Munitsipaalpolitsei Amet (MuPo)), выдающая карты, неоднократно отказывала в выдаче карт, приводя в качестве причины для отказа то, что знания эстонского языка ходатайствующим не отвечают требуемому уровню. По оценке Эстонского союза экономики совместного потребления, отказ выдавать карты на этом основании противоречат Закону об общественном транспорте (Ühistranspordiseadus) и ограничивают свободу предпринимательства», – говорится в письме, под которым подписался глава союза Кристьян (Kristjan Vanaselja), являющийся в то же время исполнительным директором фирмы GoWorkaBit, предлагающей услуги трудового посредничества.

Ванаселья требует у министерства, чтобы оно объяснило МуПо, что подобный языковой контроль не является законным. «Считаем очень важным немедленно отреагировать», – говорится в письме.

В чем суть проблемы? В том, что МуПо не может и не хочет больше терпеть возникшую прошлой осенью в городе ситуацию, когда такси заполонили не владеющие эстонским языком таксисты. Муниципальные полицейские проконсультировались с Языковой инспекцией, получили представление о своих правах и начали действовать — результат: водителям без знания государственного языка больше карты с разрешением не выдают.

Правда, МуПо не стала проверять ходатайствующих на знание языка, так как это не в их компетенции. «Если ходатайствующий обращается в МуПо и не может выражаться на элементарном уровне и объяснить работнику, почему он вообще пришел в МуПо, то таким водителям у чиновника нет возможности выдать послужную карту таксиста», – сказала Postimees пресс-секретарь МуПо Меэли Хунт (Meeli Hunt).

Есть случаи, по её словам, когда человек не владеет ни эстонским, ни финским, ни русским, ни английским. Такой водитель действительно должен получить право на обслуживание пассажиров в столице? «В отношении недостаточного владения языком к нам поступает много жалоб», – описывает царящую ситуацию Хунт.

В результате в Таллине сейчас сложилась такая ситуация, когда Министерство экономики и коммуникаций с одной стороны баррикад, а МуПо и Языковая инспекция с другой, и совершенно по-разному трактуют закон. Правда же заключается в том, что ни действующий Закон об общественном транспорте, ни правовые акты самоуправления не регулируют языковые требования к таксистам.

Но в Эстонии действует также Закон о языке (Keeleseadus) и на его основании уже в 2011 году было принято постановление, которое требует от водителей общественного транспорта знание эстонского языка минимум на категорию В1. Согласно Закону об общественном транспорте, такси является одним из видом общественного транспорта и поэтому, на основании Закона о языке, действующие для водителей общественного транспорта требования касаются и таксистов.

Поэтому МуПо и Языковая инспекция считают, что при ходатайстве на послужную карту таксиста человек должен доказать свое знание языка на уровне В1. Если доказательство не предоставлено, у МуПо есть право отказать в выдаче разрешения. Это право и стали использовать.

По мнению министерства, было бы разумно, чтобы МуПо выдавала не владеющим государственным языком ходатайствующим людям послужные карты и только тогда, когда таксист начнет оказывать услуги таксоизвоза, можно отправить данные таксиста Языковой инспекции.

После этого чиновник Языковой инспекции вызовет таксиста на проверку знания языка и даст ему год на изучение эстонского языка, после чего таксист должен будет вновь прийти в Языковую инспекцию. Но это означает, что не владеющий эстонским языком таксист сможет обслуживать клиентов целый год.

МуПо известны случаи, когда таксист не реагировал на приглашения Языковой инспекции, чтобы доказать свое владение эстонским языком, и врал, что он не оказывает услуги таксоизвоза. Но исходя из Закона об общественном транспорте, в такой ситуации у МуПо и осуществляющего надзор нет возможности признать послужную карту таксиста недействительной.

Министерство экономики и коммуникаций считает, что выполнение приведенных в Законе о языке требований по владению эстонским языком может проверять только компетентное учреждение, которым является Языковая инспекция. У МуПо такого права нет ни до, ни после выдачи послужной карты.

Но вместе с тем позже языковая проверка водителей, которые работают с помощью приложений, не возможна, поскольку их автомобили ничем не отличаются от обычных машин. Можно лишь наугад сделать контрольный заказ такси.

В связи с этим МуПо и Языковая инспекция считают, что требование эстонского языка следовало бы точно установить также и в Законе об общественном транспорте.

Комментарии партий

Тармо Круузимяэ (Tarmo Kruusimäe), Isamaa

Taksojuhid peavad oskama eesti keelt. Teie poolt edastatud kirjavahetuses viitab Eesti Jagamismajanduse Liit ühistranspordiseadusele, kuid seejuures ei arvesta nad Keeleseaduse ning kehtestatud keele oskuse ja kasutamise nõuetega.

Keeleseadus ja valitsuse kehtiv määrus nõuab taksojuhtidelt eesti keele oskust ning kohalikud omavalitsused peavad seda taksoveo lubade väljastamisel arvestama. Ei ole oluline, kas tegemist on registreeritud taksofirmadega või sõidujagamisteenusega. Sõidujagamisteenusega rahuolematuid kliente on palju ning lisaks kohalikele juhtidele, kes ei valda eesti keelt, on probleemiks ka kolmandatest riikidest pärit juhid. Sisserändajatest vandersellid võtavad töö kutselistelt taksojuhtidelt, lisaks ei tunne välismaalased kohalikke linnu ja teeolusid.

Taksojuht peab aru saama kliendi soovidest ning peab olema võimeline selgitama kliendile erinevaid reegleid või piiranguid. Just seetõttu on oluline, et me ei teeks keelepoliitikas ja nõuetes järeleandmisi, vaid hoiaksime keelenõudeid terves teenindussektoris. Samal arvamusel on ka Keeleinspektsioon.

Андре Ханимяги (Andre Hanimägi), Keskerakond

Jättes kõrvale konkreetse juhtumi või seadusandlikud küsimused ja juriidilised nõuded, on igasugune keeleoskus mitte lihtsalt vajadus, vaid rikkus, mis annab inimesele sõltumata tema elualast väga palju juurde. Ehk eesti keele oskus on kahtlemata oluline ning on väga positiivne, et erinevad uuringud ja ka keelekursuste kiire täitumine näitavad, et eesti keelt soovitakse järjest enam omandada. Keskerakond näeb, et keeleõpet tuleb igati positiivselt soodustada ning pakkuda laialdaselt õppevõimalusi nii noortele kui ka täiskasvanutele.

1 комментарий на “«Это незаконно»: таллинских таксистов возмутил языковой контроль МуПо

Комментарии закрыты.